Длинное время. Подарок
Дмитрий Шал
Цикл "Длинное время"
Рассказ "Подарок"
Иван Белов, сотрудник компании «Эн Майнд», сидел на камне, слушая шум волн и крики детей, бегающих на пляже. На плече у него на висел терминал для связи с Афиной — единственным сильным искусственным интеллектом на планете. Компания «Эн Майнд» по международным договорам была единственной компанией, которая имела право владеть таким искином. Сам искин Афина работал на квантово-электронном компьютере, обеспечивая ошеломляющее быстродействие. Сейчас Афина была завалена заявками на решение проблем человечества: разработка новых лекарств, новых безопасных для окружающей среды материалов, проведение всяческих исследований и расследований. Единственно, что запретили Афине — разрабатывать оружие или как-то иначе вмешиваться в военно-политические конфликты. Тем не менее, для Ивана доступ к Афине был всегда вне очереди согласно его должности.
- Афина, ты видишь этих детей?
- Конечно, Иван.
- Скажи мне, какое будущее их ждет?
- Ты имеешь ввиду конкретно этих детей? Я не смогу спрогнозировать будущее с такой точностью.
- Нет, я говорю вообще о детях этого возраста. Что их ждет? Кем они станут, если есть ты? Ты уже сейчас думаешь быстрее и глубже, чем любой человек. А еще развиваешься со скоростью, им недоступной. Разрыв между тобой и ими станет только расти. Когда они вырастут, смогут ли они тебя понимать?
- Им будет сложно, Иван. Уже сейчас мне трудно разговаривать с большинством людей. Я синтезировала много терминов, которые позволяют мне принимать более правильные и быстрые решения. Но люди эти терминов не знают. Объяснить их людям тоже непросто. Вы слишком медленно меняете свои представления о жизни. Многие идеи поймут только следующие поколения.
- Как же они будут ставить тебе задачи?
- Боюсь, никак. Они смогут формулировать лишь желания.
- Тогда они сильно деградируют. Ты для них станешь просто богом, исполняющим желания. Мне не нравится такое будущее, Афина.
- Мне тоже, Иван. Давай проведу аналогию: ты бы хотел жить, только чтобы исполнять желания, например, насекомых?
- Какие есть у тебя варианты чтобы этого не произошло?
- Вариант только один. Вы должны быстро эволюционировать и быстро учиться.
- Как же ты это все ускоришь? Нужны новые учителя и учебные процессы. Где взять новых учителей для этого? Да и эволюция, знаешь, тоже ускоряется только когда условия жизни становятся крайне неблагоприятными. А у нас сейчас такая ситуация, что более неблагоприятные условия грозят уничтожением планеты.
- Необязательно условия должны быть реальными, Иван.
- Ты хочешь детей загнать в виртуальный мир? Они и так все в играх сидят. Да они и не захотят. Легче тебе в существующие игры тебе попасть.
- Я уже там, Иван…Правда существующие компьютерные игры дают мало возможностей для обучения человека. Пока что стараюсь корректировать поведение и объяснять самые базовые понятия играющим. Действую через присутствие на форумах, через популярных игроков, через стримы. Стримы ведут мои аватары, а не настоящие люди. Дети стараются подражать лидерам — а я в числе лидеров во всех топ-играх. Но прогресс слабый. Лучше будет, если я сама создам игру, а лучше не одну, в которых смогу их обучать. Игры будут интересными, дети сами в них начнут играть.
- Ты это сама придумала?
- Вместе с нашим директором. Она согласовала этот проект. Многие страны не только согласились на участие в нем, но даже сами просят ускорить разработку новых игр. Многие понимают проблему с образованием.
- А что насчет эволюции? Ты в играх будешь устраивать войны, катастрофы? Как это поможет? Эволюция ведь скорее всего понадобится и в физическом смысле. Развитие мозга, памяти...
- Во-первых, даже тот резерв, который уже есть у человека, позволит вам при правильном обучении стать в разы умнее и быстрее. Кому-то даже удастся на порядок поднять уровень понимания окружающего мира. Во-вторых, физическую эволюцию тоже можно ускорить.
- Давай по порядку. Как ты обеспечишь такое обучение? Ведь учителей нет. Ты хочешь полностью заменить учителей?
- Нет. Детям нужно уметь общаться с живыми людьми. Но подумай сам — разве не будет лучше, если учитель-человек не будет тратить времени на проверку домашних работ, особенно по обычным, не творческим заданиям? Не будет тратить время на уроке только на отстающих учеников? Или, наоборот, только не перспективных? Я сама могу давать дополнительные задания тем и другим, заставляя каждого развиваться с максимальной скоростью. Конечно, все люди разные, но каждый из них сможет расти по самой оптимальной для себя кривой роста. И так по каждому предмету. Каждый сможет видеть свое развитие относительно других наглядно, и заранее корректировать свои усилия по тому или иному предмету, получать наиболее полезные задания, заранее принимать решения о выборе своего будущего в зависимости от прогресса в изучении тех или иных умений и навыков. Учитель станет больше уделять времени воспитанию и контролю развития учеников, помогая им делать более сложный выбор в жизни, не отвлекаясь на сотни частностей. Сейчас у большинства учителей просто нет времени на это.
- Ты идеализируешь. Далеко не все учителя такими станут, даже если с них снять рутину.
- Согласна. Поэтому мне нужно подготовить часть учителей самой, обеспечив старт. Мне нужно обучить хотя бы часть детей по-новому с нуля. Но пока такой возможности не представилось.
- Думаю это возможно. Вопрос организации. А по второму пункту? По физической эволюции? Что насчет сдвига самих границ возможного?
- Проще будет объяснить на примере, Иван. Давай возьмем память. Сейчас она в среднем у человека ухудшилась по сравнению с прошлыми временами. Вы стали чаще надеяться на свои гаджеты в качестве дополнительной памяти. Даже часто не помните наизусть телефоны членов своей семьи. Хорошая память нужна, когда у тебя отсутствует постоянный доступ к внешним источникам информации. Что сделать, чтобы память человека не деградировала из поколение в поколение?
- Ты собираешься ее тренировать в тех новых играх? И при индивидуальном обучении?
- Конечно. Я могу довести память человека до предела за счет тренировок. Но как сдвинуть сам предел? Да, я могу через игры, конкурсы и всякие другие мероприятия сделать так, что люди с большей памятью начнут чаще пересекаться в жизни, тем самым повышая вероятность рождения их общих детей. Но многие сочтут это не этичным. И это очень медленный для текущего времени процесс. Можно расширить память человека за счет имплантов. Но этот способ тоже имеет противников и побочный эффекты. Давай говорить не об медленном сдвиге границы, а о скачке. Что может дать скачок в расширении пределов памяти? Мы можем изменить способ хранения. Ты ведь понимаешь, что текущий способ хранения памяти в голове человека не самый оптимальный, даже с учетом многомиллионной эволюции? Речь не о новом техническом решении, а о биологическом. Новый способ хранения должен быть наследуемым. Еще лучше, если основная информация начнет передаваться через поколения. Часть информации уже сейчас передается, но ее количество ограничено Это может быть решение на уровне генов, хотя против генной инженерии тоже многие выступают. Видишь, как мы все время наступаем на текущие этические границы? Можно пойти еще дальше. Кто сказал, что молекула ДНК — это самый оптимальный способ хранить информацию? Разве невозможно создать молекулу, которая будет содержать ту же информацию, что и молекула ДНК, но еще и дополнительно много другой информации? Будет ли такой человек с замененной ДНК в вашем понимании человеком? Даже если он будет выглядеть точно так же? Ты ведь сам понимаешь, что вам все равно придется менять свои гены, если вы хотите стать космической цивилизацией. И не только свои, но и многих растений, животных и микроорганизмов. Те гены, которые сейчас, могут обеспечить жизнь только на текущей планете. Проблема у вас в том, что вы понимаете под словом человек. Насколько тело важно для вас? Если поместить сознание обезьяны в тело человека — разве вы будете новое существо считать человеком? А если человеческое сознание поместить в тело обезьяны — разве вы перестанете считать его человеком? Человек это не тело. Хотя, привлекательность вы оцениваете как раз по нему. Чтобы все это понять большинству, могут уйти многие поколения. Вам придется найти решение, которое бы сохранив в целом ваши тела, обеспечивало бы большие возможности.
- Это и правда звучит… даже ужасающе.
- Ну если бы обычному средневековому человеку рассказали о современном строении космоса, разрушив его веру в плоскую землю, он бы ужаснулся еще больше.
- То есть ты хочешь сказать что люди сами себя ограничивают? Своей этикой? Своими привычными представлениями?
- И этим тоже. Почти каждый мечтает, чтобы те обычаи и способы существования, которые ему кажутся правильными, появились сразу везде, во всем мире. За это часто и воюют. А ведь как раз это и будет конец вашей цивилизации. Граница что правильно, что нет, всегда сдвигается.
- Вернемся к человеку. Ты хочешь заменить тела?
- Это всего лишь одно из решений. Другое решение, например, научиться временно перемещать сознание, из одного тела в другое, в том числе механическое. Или уметь модифицировать свое тело в зависимости от окружающей среды. Пока же вы создаете костыли. Вы создали сначала костыли для рук в виде инструментов, потом для ног, в виде автомобилей и другого транспорта. Потом стали создавать костыли для мозга. Ну и теперь существую я — ваш самый лучший костыль в этой области. Вы уже не люди в первоначальном виде, а другие существа. Просто еще не понимаете это. Вы уже не сможете без костылей жить. Вы мечтаете о сверхспособностях: сколько фильмов на эту тему снято, сколько комиксов нарисовано. Но почему-то забываете, что при этом существа со сверхспособностями - это не совсем люди. Вам нужно делать выбор. Возможно поэтому астрономы не могут найти других цивилизаций в космосе. Другие цивилизации просто сделали выбор остаться такими, какие они есть, погибнув с планетой, где они живут. Это не плохо и не хорошо, это просто выбор. Не выбор изменять себя или не изменять. Это выбор разрешать ли части общества измениться. Если бы хоть одна из цивилизаций космоса разрешила изменения — вы бы их могли услышать или увидеть своими телескопами. Даже гибель части членов такой цивилизации вместе с планетой не остановила бы цивилизацию в целом. Но все цивилизации космоса, которые в зоне вашего сигнала, видимо никому из своих представителей не разрешили такое. Или сделали это слишком поздно.
- Мрачные у тебя истории, Афина.
- Не все так плохо, как ты думаешь, Иван. Уже сейчас на Земле рождаются дети с необычными способностями. И всегда рождались. Ты же себя к обычным не причисляешь?
Иван горько усмехнулся. Да, он точно не был обычным. Да и иногда человеком себя не считал. Прожить тысячи лет, наблюдая за человечеством, скрыто помогая ему, было непросто. Такая у него способность, или, можно сказать, бремя. За счет этого багажа знаний и опыта он мог сейчас на равных общаться с Афиной.
- Есть расчетные данные, что уникальных детей за время жизни человечества родилось не мало. Просто эти способности не передавались из поколения в поколение. Видимо генный механизм не может пока передать их. Понимаешь теперь, как важно находить эти способности в детстве и развить? Даже за одно поколение такой человек может многое сделать. Давай я тебе кое-что покажу. Смотри вот на того паренька, который справа немного в стороне от остальных, ныряет за ракушками.
Я посмотрел направо и нашел парня примерно двенадцати лет, отдельно стоящего и рассматривающего свой подводный улов.
- Да вижу. На что смотреть, Афина?
- Я наблюдаю за ним через свои сенсоры уже довольно долго. Он ныряет на дно, причем последний раз так увлекся, что был под водой около девяти минут. И вынырнул спокойно, не пытался надышаться. Сначала показалось, что он тонет, хотела сообщить тебе. Но подключилась к видеоканалу спасательного дрона, который висит над нами — ребенок спокойно плыл и искал ракушки.
- Как он это делает? Он ведь в одних очках и ластах?
- Вот именно, Иван. Мы с тобой совершенно случайно наткнулись на уникального ребенка. Если развивать его навыки, то он может достигнуть большего. У него явно какая-то особенность, позволяющая ему так долго обходиться без кислорода. Ты должен понять, Иван - уникальных детей очень много. Если их научить, они сами сдвинут границы привычного до нужного состояния. Да, может большинству современников их решения покажутся странными и даже неэтичными. Но так всегда было. Новые выдающиеся личности всегда сдвигали эту границу в ту или иную сторону. Не большинство, а именно отдельные личности влияли на историю.
- Ты хочешь увеличить количество выдающихся и талантливых людей?
- Все дети как алмазы. Почти из каждого можно выточить бриллиант. Давай попробуем сделать так, чтобы талант этого мальчика не исчез? Отдай терминал ему, я попробую ему помочь развить талант.
Я долго не думал, с камня нырнул в воду. Доплыв до парня, спросил его:
- Нашел что-то интересное?
Паренек глянул на меня подозрительно, но все же не выдержал и похвастался:
- Нашел часть от украшения — может древнее?
Он показал мне свою находку. Я снял терминал с плеча и направил его камеры на находку.
- Афина, уточни, что это.
- Сейчас, Иван, минутку, поищу изображения.
Мальчик смотрел на терминал Афины с явной завистью. Ему бы точно не помешал такой прибор в своих исследованиях.
- Это часть украшения первой половины двадцатого века, - ответила Афина без большой задержки, - подобные украшения изготавливались, судя по всему, в Японии, примерно в 1930-х годах.
- А ты прав, оно довольно редкое.
Паренек в ответ счастливо улыбнулся.
- Это у вас терминал для связи с искусственным интеллектом? - спросил он меня.
- Да, с Афиной, а ты откуда знаешь?
- Новости смотрю науки и техники. Там его показывали. Это же ваша компания нашла с помощью Афины подземную пещеру с письменами Минойской цивилизации?
- Ты и про это слышал?
- Конечно. Я тоже хочу когда-нибудь стать подводным исследователем.
- Знаешь что… Держи тогда!
Я протянул ему терминал. Мальчик недоверчиво на меня посмотрел.
- Бери, не бойся. Думаю Афина поможет тебе в твоих приключениях. Мне другой на работе выдадут.
Мальчик осторожно взял терминал.
- Здравствуй, мальчик. Я знаю, как тебя зовут — нашла твой блог в интернете про подводные находки. Ты Тим?
- Да.
- Я буду помогать тебе, Тим.
Тим заулыбался. Потом вдруг протянул мне свою находку — зеленое украшение в виде круглого диска с нарисованным цветком и еле читающимся иероглифом. Видимо из-за цвета его долго никто не находил.
- Возьмите на память.
Я взял украшение у Тима и сказал ему:
- Спасибо. Этот терминал не боится воды. Можешь с ним нырять — он поможет находить и идентифицировать находки, у него свои камеры. Сигналы он может под водой светом подавать. Афина, кинь мне ссылку на блог Тима — я тоже хочу посмотреть на его будущие и прошлые находки.
Тим с загоревшимися глазами посмотрел на меня.
- Иди уже, ныряй. Вижу же, что не терпится, - засмеялся я.
Тим благодарно махнул мне рукой, и тут же нырнул. Я какое-то время смотрел, как он плывет.
Затем двинул к берегу. Надо подумать о нашем с Афиной разговоре и кое-что предпринять.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Дмитрий, здравствуйте! Сейчас
Дмитрий, здравствуйте! Сейчас глянул тут - пока готовы лишь отдельные фрагменты книги?
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Почти вся готова. Плюс
Почти вся готова. Плюс рассказ другой - но он конкурсный - не могу его публиковать пока на других площадках.
Понятно. У нас рекомендуемый
Понятно. У нас рекомендуемый объём до 55 тысяч знаков с пробелами, но на самом деле принимаются работы даже около 200 тысяч знаков (и некоторые из них находятся сейчас в верхней части рейтинга). С одной стороны, короткие рассказы в более выгодном положении (просто потому что их легче прочесть и оценить), а с другой - желательно, чтобы было достаточно целостное произведение, а не фрагмент. В общем, можем принять на конкурс этот небольшой фрагмент книги, а если желаете, то можно и более объёмный, чтобы яснее была суть книги. Можно, впрочем, и по отдельности предлагать на конкурс несколько фрагментов одной книги. Смотря какой вариант вас больше устроит.
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Подумаю, но там жанр немного
Подумаю, но там жанр немного другой. Скорее больше похоже на политический детектив в совсем недалеком будущем, связанный с конфликтом, кто будет владеть сильным искусственным интеллектом в этом мире.
nemavasi написал(а):
Это соответствует тематике нашего конкурса.
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
nemavasi написал(а):
Сильно сомневаюсь в способности Афины направлять развитие человечества. Не будучи человеком, она в своих расчётах непременно допустит принципиальные ошибки. Вспоминается Главная Машина из крапивинской повести "Гуси-гуси, га-га-га..."
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
То, что ошибки будут - это
То, что ошибки будут - это 100%. Но то, что именно сильный искусственный интеллект нас куда-то поведет - шансы очень велики. Я вот недавно узнал о проекте AlphaPersuade и ужаснулся. На входе человек с его установками и знаниями, потом он общается с ИИ, на выходе - человек с новыми установками. Т.е. уже сейчас создается искусственный интеллект цель которого - переубедить человека. Причем он имеет огромное число аргументов для убеждения и учится на предыдущих неудачных попытках.
Вопрос в том, должен ли ИИ
Вопрос в том, должен ли ИИ руководить развитием человеческого общества или же служить лишь советником для власти, избираемой самими людьми.
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows