Итоги Конкурса 2015 года

                                                                                   Человек, умеющий мыслить нетрадиционно, 

                                                                   всегда открывает своим творческим Воображением

                                                                   что-то новое.

                                                                                                                               Артур Кларк

 

    Закончился непростой для Конкурса «СССР-2091» сезон. Работ было гораздо меньше, чем в прошлом году. Почти все участники прислали по два произведения, несколько – в рамках «вне конкурса». Нельзя сказать, что совсем провальным оказываются итоги, однако и положительные результаты  (в основном) заключаются, скорее, в «работе над ошибками», нежели в удовольствии от качества. Того «открытия нового», о котором были вынесенные в эпиграф слова классика фантастики, на этот раз не случилось. Здесь я попробую завершить обзор оставшихся работ, подытожить свои впечатления за год и предложить пару идей на будущее.

   Сначала о рассказах, которые до сих пор не комментировал. Во-первых, «Сила Духа», заявленный как «продолжение рассказа «Изменение сознания»…Честно говоря, очень затруднительно характеризовать данное произведение как рассказ. По всем параметрам – это эссе, то есть рассуждение в свободной форме на волнующую Автора тему. Уточняю: строго подходя к выполнению условий литературного конкурса художественного рассказа, это произведение нельзя было допускать к участию, только вне конкурса! Но это право Организаторов, посему рассмотрим по факту, как участника. Итак, читатели знакомятся с достижениями будущего строя в областях здравоохранения, педагогики и психологии. Форма подачи этих идей выбрана неудачно: смесь агитации и пропаганды семидесятых годов ХХ века, напоминающая то ли статью в сборнике для лекторов сельских клубов, то ли районную малотиражную газету. Читать очень скучно, не смотря на то, что основные идеи Автора я безоговорочно разделяю и приветствую. Вероятно, многие из читателей устали от такого «художественного» стиля. Ещё одна ошибка Автора в  демонстрации собственного слабого знакомства с излагаемым предметом. Я имею в виду следующее: практически ВСЕ предлагаемые им идеи НЕ НОВЫ. Они разработаны во многих трудах философов и педагогов, начиная с восемнадцатого века. Большинство из них активно применялись в школах СССР второй половины ХХ века.  Некоторые сохранились по сей день. Да, в нынешней школе царит бюрократизм. Да, учителям всё сложнее именно ВОСПИТЫВАТЬ детей. Но уж возможности для ОБУЧЕНИЯ сейчас достаточно широкие. Впрочем, это отдельная тема. Если интересует, могу проконсультировать профессионально в какой-либо из веток обсуждения. Вернёмся к рассказу:

«Сила духа – это матрица души, наполненная до краев верой, любовью, красотой, мудростью, добротой, в добродетелях благонравия, благочестия, благоденствия, благодушия, благополучия к живой природе и всему живому.»(С)

    Вы простите, но данная риторика о «добродетелях» настолько напоминает речи религиозных пропагандистов, что верные (подчёркиваю: по сути – ВЕРНЫЕ) мысли в такой подаче выглядят исключительно фальшиво. Количество звукосочетаний «Бла-бла-бла» усиливает комический эффект. Недоверие возрастает, когда вспоминаем, что ранее  «Была создана принципиально новая диагностическая программа по проверке эмоционального фона психики детей, выявляющие внутренние происходящие психические процессы, ориентированные на позитив и радость, либо на негатив и агрессию. В стенах были  вмонтированы видеокамеры, к которым были присоединены различные сенсорные датчики  новейших разработок по электрофизиологическим исследованиям нервной системы человека.» (С) Получается, что пресловутая «матрица души» имеет в основании банальную ТОТАЛЬНУЮ СЛЕЖКУ?! Вот нам и антиутопия Олдоса Хаксли на практике: «Большой Брат следит за тобой!»(С) Из таких «мелочей» (их достаточно в рассказе) предвзятый читатель, а тем более, противник, вполне может сконструировать понимание описываемых Автором процессов, как создание того самого «муравьиного лжесоциализма», который описан гениальным И. А. Ефремовым в «Часе Быка». Прошу прощения за возможно резкие слова, но для описания построения Будущего с помощью воспитания Автору прямо сейчас необходимы реальные знания по педагогике и литературные умения! Данное произведение при всём положительном пафосе не является фантастическим, а, скорее, декларативным. Здесь то, чего мы все ждём, на что надеемся, куда устремляем свои усилия в меру разумения и возможностей. Не согласиться – нельзя…Но всё полезное скрыто под грузом неумело оформленных мечтаний! Если бы  идеи Автора превратить в ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ текст, то он стал бы многократно действенее. Для ознакомления с идеями воспитания и обучения в школах будущего советую освежить в памяти произведения советских фантастов: И. Ефремов «Туманность Андромеды» и «Час Быка», Братья Стругацкие «Полдень. ХХ век» и «Стажёры», рассказы и повести Г. Гуревича «Ордер на молодость» и «Месторождение времени», Г. Альтов (Генрих Альтшуллер), идеи которого о Школе изобретательства уже внедряются в систему образования. Отмечу также Е. Велтистова «Приключения Электроника» и К. Булычева «Девочка с Земли» (и другие произведения об Алисе Селезнёвой). Как видим, есть, у кого учиться пропаганде идей по воспитанию людей Будущего. Удачи Автору в работе жюри и творческих успехов в новом году!

     Коротко о работе «Песнь Человеку». Данное стихотворение, на мой взгляд, совершенно не подходит к Конкурсу по форме (всё-таки объявлен конкурс РАССКАЗОВ) и по содержанию (признаков ФАНТАСТИЧНОСТИ не обнаружил). Сам текст необычен, иногда отталкивающе вычурен или натуралистичен, но Автор в своём праве, он – творец. Неплохо, что в этом году было представлено такое произведение. Вношу предложение: одной из номинаций на будущем конкурсе могут быть и различные «неформатные» вещи, как   стихотворения, так и произведения изобразительного искусства по утверждённой теме Конкурса. Принципы оценивания, и включать ли только «вне конкурса» или тоже поощрять – надо обсуждать отдельно.

    Теперь о «Сердце-из-оригами» и «Океане». Как и в отмеченном жюри «Красном волке», Автор демонстрирует свой стиль. «Сердце…» оказалось описанием ещё одной из сторон Будущего, затронутого в «Красном волке». Здесь мы ближе знакомимся с «Альянсом», его сторонники обретают личностные характеристики. Их антагонизм положительным персонажам приобретает отталкивающе-реалистические черты. Автором удачно показаны истории положительных героев, присутствует динамика развития их характеров. Эмоциональность, на мой вкус, в самую меру. Красивы используемые образы чайки- «альбатроса» и Сердца. В то же время, вновь наблюдаем многочисленные стилистические (да и просто речевые) огрехи. Например, название: оригами – вид искусства, а не материал. Если «из» – то это о бумаге, из неё складывают фигурку-оригами. Мы же не говорим о кольце, что оно «из ювелирного искусства»? Гвоздь «из ковки»? Котлета «из кулинарии»? Нет, они из какого-либо материала: золота, железа, говядины…Хотя выглядит такое название, конечно, эффектнее, чем «Сердце-из-бумаги»!  Здесь у Вас «красивость» победила умеренность…Да, вы сразу намекаете на японское происхождение одного из героев, даёте аллюзию на «самурайский дух» и «восточную экзотику»…Но настолько ли это надо? Не уверен. «Бумажное сердце» смотрелось бы не хуже и могло внести дополнительную загадочность. Про ошибки с описанием мира («амазонки» вместо «валькирий» и пр.) уже писал в комментариях, останавливаться не буду. Уточню, почему этот рассказ мне показался менее достойным награды, чем «Волк». Дело в заявленных темах. Описание локального события или отдельного персонажа очень важно, и Автор с этим вполне справился. Однако «панорамы событий», всеобщности процесса, его перспектив мы здесь не видим. Моё пожелание Автору: попробуйте не останавливаться на небольших рассказах! Объедините предысторию, пролог (как я воспринял «Океан») с эпизодами из Ваших конкурсных вещей воедино. Вполне возможно, что из таких фрагментов родится нечто эпичное, с разными уровнями: «наше» сегодняшнее и параллельная реальность. Должно получиться! Ведь, по уровню лиричного и, одновременно, насыщенного реализмом «Океана» видно, насколько умело Вы передаёте собственные мысли через описание пейзажа, чувств персонажей – практически без событий. И чувство меры здесь сработало почти идеально, разве что опять – орфография подкачала. Но ведь фантастический антураж и грамотность изложения всего лишь вопрос тренировки…Желаю удачи! Надеюсь читать Ваши работы и в дальнейшем.

   Вернусь к общему впечатлению за истекший год. Неприятное ощущение от повторяющихся  организационных проблем сохранилось и усилилось. Те самые кадровые вопросы, какие погубили СССР в реальной истории, имеют место и здесь, в виртуальном пространстве. Как пример, поощрение произведений по формальному признаку, в частности – по просмотрам. Да, после некоторого размышления, пришёл к выводу, что пара наших «лидеров по числу просмотров» вполне могла это количество получить почти законным образом, без специального «накручивания». Как? Да просто благодаря названиям и особенностям поисковых программ: ища нечто другое, пользователи вполне случайно могли попасть на привлекательные словосочетания, совпадающие с названиями рассказов. Скользкое место, надо сказать. Ни доказать, ни опровергнуть «накрутки» организаторы не захотели, а жаль! Урок для недобросовестных участников необходим. Также необходима предварительная преноминация рассказов. Во всех уважающих сложившуюся аудиторию конкурсных группах даётся ограничение во времени на приём произведений (чаще всего – месяц, по факту – от месяца до пяти недель) и ещё около трёх-четырёх дней на проверку Организаторами присланных работ на соответствие заданным параметрам. Все малограмотные, не относящиеся к теме и просто графоманские писания «отсекаются» ДО выкладывания текстов на всеобщее обозрение и обсуждение.  А на «СССР-2091» происходит поощрение подобных текстов, даже награждение грамотами за какой-то «оригинальный взгляд» на будущее…Вот таким образом и накапливается негативное отношение к идее Конкурса в частности и дискредитация задач по возрождению коммунистического мировоззрения в целом!

   Что касается мыслей по поводу будущего Конкурса, то они таковы. Во-первых, совершенно необходимо пересмотреть порядок приёма работ, с предварительной оценкой качества. Во-вторых, необходимо разработать другую систему итоговой оценки произведений. Предложенная Роландом  шкала во многом хороша, однако задаёт неравенство и не способствует активности самих Авторов. Лучше бы проводить ЛИЧНОЕ голосование КАЖДОГО участника. В-третьих, для предотвращения бессмысленных споров, оскорблений и т.п. требуются строгие правила и система их применения, в том числе отлучением («бан» на какой-то срок) виновного от дальнейшего присутствия на Форуме конкурса. Так как всё это в сумме слишком обширная задача, то на её реализацию придётся потратить весь следующий год. Зато к  столетнему юбилею Революции точно можно успеть! В то же время предлагаю не прерывать Конкурс в 2016 году. Для этого есть идея попросить организационную помощь на «Фантастах. Ру»…С этим меня уже обогнали «СССР 2061», но у них приём работ до конца декабря. И даже их большой призовой фонд не слишком привлёк завсегдатаев «Фантастов» из-за жёсткости условий, предъявляемых к описанию ближайшего будущего. Так вот, если организаторы «СССР – 2091» свяжутся с «Фантастами» и предложат нечто вроде объединённого конкурса, то по обоюдному согласию может получиться неплохая возможность тренировки-обкатки того, что предлагалось выше. Как это будет выглядеть – не знаю. Возможно, провести Конкурс весной на «Фантастах» (к 22 апреля, например), а результаты и сами произведения обнародовать и там, и здесь? Может быть, там предложат другую систему? Но попробовать, думаю, не помешает.

    Желаю удачи всем нынешним и будущим участникам Конкурса «СССР-2091», а особенно – новым членам жюри (или организационного комитета?). Будьте не только справедливы, но и строги, это полезно всем участникам. «Пост сдал!» 

+1
0
-1