Ещё раз о просвещении…

   Приступив к этой работе, испытываю некоторую неловкость. Нет, не потому что «хвалить» себя легче и приятнее, чем «ругать». Просто теперь, в отличие от чужих рассказов, мне точно известен первоначальный замысел, а также видна реакция на его воплощение. О других можно догадываться, о своём – знаешь, но это-то и не совсем справедливо при разборе конкурсных рассказов. Посему опишу только планировавшиеся результаты в сравнении с фактическими. Кроме того, постараюсь указать на допущенные просчёты и познакомить с отдельными приёмами работы.

   Итак, кроме вполне понятных честолюбивых ожиданий, всё-таки сначала возникло осмысленное желание представить мир - продолжение толстовской «Аэлиты». По условиям конкурса необходимо было описать события 2091 года при условии победы коммунистических идей и создать положительный образ советского человека будущего. На таком благодатном материале, как лучший из первых советских фантастических романов, грех было не попробовать. Небезынтересной показалась и собственная сверхзадача: сотворить нечто вроде рекламы для нынешней, мало читающей, к огромному сожалению, молодёжи.

   Каюсь, намеренно допустил отступление от первоисточника. Нет, не от «Аэлиты», а от рассказа «Союз пяти», где описываются обстоятельства становления Всемирного коммунистического общества. Это сделано с двоякой целью. Во-первых, показалась слишком упрощённо-утопичной обстановка бесконфликтности при смене формаций. Во-вторых, для усиления впечатления от масштабов развития производительных сил будущего СССР пришлось…сохранить Луну, чья гибель и вызывает всемирную панику, обеспечивая тот самый переход в рассказе Толстого. Кроме того, посчитал полезным на основе намёков о необычных свойствах психики Тускуба и Аэлиты  ввести «мыслеречь»-телепатию у Тубала и Павла, исключительно для  усиления выразительности текста. Собственно, стиль, манера, насколько сумел – лексика просто «срисованы с оригинала». Именно поэтому, откровенно говоря, мои рассказы нельзя считать вполне соответствующими конкурсу: это эпигонство, подражательство, как сейчас говорят – «фанфик». Конечно, с фундаментом уровня Алексея Толстого можно строить и строить, поэтому прошу извинения у других участников, писавших полностью самостоятельные произведения. Благая цель просвещения и пропаганды, надеюсь, нас с Вами примирит.

   Более существенным будет замечание о «параллельности» реальной Вселенной и Мира «Света Талцетла»: действительно, и подсчёты прошедшего времени, и «семейная» преемственность персонажей говорят нам о том, что нам «здесь и сейчас» описанного будущего ждать не стоит, оно происходит вне нашего континуума. Пожалуй, это важный аргумент в пользу решения жюри даже без учёта вторичности описанного мира по отношению к классике.

   Несколько технических нюансов. Обращаю внимание на подбор имён персонажей: «марсианские» – как и основа языка – все из первоисточника, земные – по аналогиям, со значением. Так, Павел – от Павки Корчагина, Донн – фамилия поэта, которого многие помнят по эпиграфу Хемингуэя («По ком звонит колокол» – его строка), Бакли – человек, проживший долгое время среди аборигенов Австралии (его мемуары до сих пор изучаются этнографами). Эти имена значимы для автора, что облегчает «одушевление» героев: моё ноу-хау.

    Приём «Рассказ Шахерезады», то есть поддержание интриги с помощью продолжения, себя не оправдал из-за последовательной позиции жюри: ну «не сплюсовались» голоса и мнения о трёх частях цикла воедино! Что ж, поделом. Зато, судя по отзывам, «реклама» ударила именно в больное место: многие не читали Толстого! С одной стороны, снова «Свет Талцетла» пострадал из-за недопонимания, но, надеюсь, что хоть кого-то привлёк к знакомству с «бабушкой советской фантастики».

  Ещё о технике: каждый рассказ переписывался (с уточнениями и дополнениями) по три-четыре раза от руки и вычитывался после набора для устранения не только речевых, но и стилистических погрешностей. После нескольких дней «отдыха», когда к тексту намеренно не возвращался, перечитывал ещё раз (для окончательного выглаживания шероховатостей  стиля). Советую этот нехитрый метод всем начинающим авторам, поскольку тексты многих конкурсных рассказов выглядят очень неряшливо, даже оскорбительно для читателя.

   Как итог: про «своё, родное» писать отстранённо оказалось очень нелегко, поэтому на конкретные вопросы по циклу «Света…» могу ответить лично.

+1
0
-1