Кино о космическом коммунизме

Источник: 
Мастерская КУБа:
Мечте навстречу (1963)

Главным фильмом о человечестве, при помощи коммунизма добившегося космического могущества должна была стать "Туманность Андромеды". Этого между тем не случилось: болезнь Столярова, исполнявшего роль Дара Ветра помешала реализовать проект полностью и снять вторую часть ленты, действие которой должно было происходить преимущественно на Земле. Впрочем, и по той работе, которая нам доступна, можно понять: не получилось бы. Несмотря на то, что литературный материал был вполне достаточен, режиссер Шерстобитов решил обойтись минимальными средствами и мы не увидели бы, скорее всего, ни величественной архитектуры городов "Туманности" ни обустроенной Земли - не хватило авторам фильма понимания масштабов созданной Ефремовым картины.


"Мечте навстречу", 1963 г. Кадр из фильма

"Мечте навстречу", 1963 г. Кадр из фильма


И тем не менее, фильм, который почти воплощает идею нового человечества, близкую к ефремовскому идеалу, был снят. Сейчас я напишу "эта лента не известна слишком широко", и тут же в комментариях это мнение опровергнут, но все дело в том, что мы склонны генерализировать личный опыт, судить по собственным впечатлениям: если я знаю, что эта лента существует, значит это должны знать все. А на самом деле фильм "Мечте навстречу" хорошо знаком только большим поклонникам советской кинофантастики. Многие помнят "Планету бурь" Клушанцева, которая вполне достойна долгой памяти. Другие вспоминают знаменитую дилогию Ричарда Викторова, вне всяких сомнений заслуживающую любви. А вот с фильмом "Мечте навстречу" получилось как-то странно: про нее многие слышали, некоторые даже смотрели а вот в число любимых она для широкого зрителя не вошла. При этом нельзя сказать, что у картины была несчастливая прокатная судьба - он не оказывался на полке, не попадал в списки нерекомендованных, его авторы не впадали в немилость у властей. А вот как-то неохотно его все же вспоминают нынешние обозреватели.


"Мечте навстречу", 1963 г. Кадр из фильма

"Мечте навстречу", 1963 г. Кадр из фильма


Сюжет ленты не отличается особой оригинальностью. Я его перескажу вкратце, потому, что не он, как мне кажется, главное в ленте. Итак, история такова: цивилизация на иной планете с довольно глупым названием Центурия, принимают сигнал с Земли и отправляют космический корабль. Центурианская ракета терпит аварию у Марса и спасать её отправляются люди с Земли. После разнообразных приключений визитер из космоса спасен и контакт с иной цивилизацией установлен.

Как я уже сказал - сюжет не блещет оригинальностью, в 60-е годы, когда снимался фильм, такие истории были общим местом фантастики. Картина “Мечте навстречу” интересна другим: в ней удалось создать довольно занимательную картину человечества, получившего в свои руки небывалую мощь. Да, то, как рисуются люди коммунистического будущего выглядит довольно наивно. Но эта наивность - неизменная плата за попытку создать образ абсолютно счастливого человека: о нем почти нечего сказать. Отчасти это вызвано тем, что мы никогда в чистом виде таких людей не видели. Ну и, кроме того, попытки выразить счастье - очень сложная проблема. Так, написав “Анну Каренину” Толстой задумался о создании романа про счастливую семью, и - оставил этот замысел. Если литературный гений не потащил такую проблему, чего ждать от талантов гораздо меньшего калибра?

И тем не менее, через косвенные детали авторы пытаются подступиться к этой задаче: это и старание нарисовать сложную и разнообразную жизнь героев, которая включает в себя не только работу, но и творчество, это и то, как они реагируют на различные сложные ситуации. Отчасти характер грядущего человечества рисуется и при помощи архитектуры - городские пространства и интерьеры общественных помещений неизменно величественны, просторны, наполнены светом.


"Мечте навстречу", 1963 г. Кадр из фильма

"Мечте навстречу", 1963 г. Кадр из фильма


Отдельный момент в фильме - музыка. Картина “Мечте навстречу” стала тем фильмом, в которым в киномир впервые вошел Эдуард Артемьев, удивительный композитор, сочетавший как традиционную мелодику так и экспериментирование с электронными инструментами. Собственно, именно как человек, умеющий создавать “звуковой пейзаж” при помощи новых выразительных средств он и приглашался к работе над лентой.

Кстати, именно в этом фильме впервые прозвучала песня “И на Марсе будут яблони цвести”, строчки из которой можно встретить и по сию пору, хотя немногие помнят о том, каково происхождение этих слов. Вторая песня, написанная для фильма - гораздо более пафосная и потому не очень популярная “Я - Земля”, которую, впрочем, в советские годы можно было довольно часто услышать на радио.


"Мечте навстречу", 1963 г. Кадр из фильма

"Мечте навстречу", 1963 г. Кадр из фильма


Чего не хватает фильму, для того, чтобы можно было назвать его главным произведением советской кинофантастики? Во-первых, рассказанная нам история - это только мечта одного из героев. Это немного сон о грядущем, авторы словно не претендуют на серьезность своего повествования, то-ли оправдывая какие-то, им самим известные, слабости картины, то-ли опасаясь, что излишняя категоричность утверждения “именно так и будет” отпугнет зрителя. Впрочем, если западные утописты свои счастливые сообщества помещали чаще всего на далеких островах, то отечественные мечтатели располагали их за метафизическим занавесом сна. Во-вторых, проблема встречи с иным разумом, хотя и интересна, все-таки чисто фантастическая. Людям больше интересно про людей. Поэтому фильм, как мне кажется, получил бы большую популярность, если бы это была история, “привязанная” к земной проблематике. Вместе эти факторы сыграли на “понижение” повествования. Тарковскому, например, в “Солярисе” удалось в частной истории затронуть гораздо более масштабные проблемы, поэтому и фильм постоянно возвращается в культурный обиход. “Мечте навстречу” наоборот - играет в будущее человечество словно бы понарошку. И это не идет на пользу ленте. Впрочем, может быть я и ошибаюсь. Пересмотрите этот фильм, может быть у вас родятся по его поводу какие-то другие мысли.


 

Страна: СССР

Производство: Одесская киностудия

Год выпуска: 1963

Жанр: Фантастика

Продолжительность: 01:02:49

 

Описание фильма:

Звездолет, направляющийся на Землю с планеты Центурий, недалеко от Марса терпит аварию. Чтобы разыскать пришельцев из вселенной и помочь им, с Земли стартует межзвездный корабль «Океан», на борту которого находится радиоастроном Таня. Вскоре на Луну, с целью обеспечения «Океана» дополнительной энергией, посылают вторую ракету. На ее борту стартуют Баталов и Андрей — человек, который бесконечно дорог Тане...

Режиссер: Михаил Карюков, Отар Коберидзе

Актеры: Лариса Гордейчик, Борис Борисёнок, Отар Коберидзе, Петер Кард, А. Генесин, В. Янпавлис, Николай Тимофеев, Николай Волков, Татьяна Почепа, Л. Чиниджаней.

+1
0
-1