Хотелось бы обсудить тренды современной позитивной фантастики - как русской, так и переводной, неважно западной или восточной - то что она есть, думаю, никто уже не сомневается, теперь вопрос в её течениях, распространении и понимании.
Что тут пока видится ясного и проблемного...
Ну то, что эта фантастика довольно редка - всем понятно, потому и ругать-то тут никого язык не поворачивается, трудовую лапу надо жать хотя бы за то, что авторы и литераторы хотя бы пробуют перевернуть такую глыбу...
Но что заметно, тем не менее...
ПЕРВОЕ.
Очень большой временной лаг от современности, что конечно облегчает труд, так как позволяет избавиться от пут реализма и внести максимум допущений, новых идей, смыслов, случайных факторов, дать простор творческому вымыслу дополнять творческий замысел. "Не есть гут" утверждать, что это плохо, но размыв изначальных посылов произведений это даёт. К тому же, на мой субъективный взгляд, возведение какого-то негативного тренда в абсолют, не слишком эффективный приём для донесения своих мыслей до аудитории. Это скорее он замыливает взгляд до полной бессмыслицы - вспомним сколько жужжали в уши о пресловутом "восстании машин", так что теперь эта тема, несмотря на всю серьёзность воздействия "машинного" фактора на человеческую цивилизацию, вызывает теперь лишь сморщивание носа с закатыванием глаз и возгласом волка из "Жил-был пёс: "ШО-О-О, ОПЯТЬ!!!...".
ВТОРОЕ
Отсутствие полутонов. Чёткое разделение "ДОБРО" и "ЗЛО". Вынужденный недостаток, как считаю, ибо тренд современного произведения ставит во главу угла динамизм, что не позволяет показать сложность и многогранность задуманного конфликта или угрозы, а жонглировать сюжетными твистами, аки картами в колоде, не хватает зачастую объёма произведения - всё-таки резкие повороты сюжета допустимы в объёмной повести, романе, эпопее, саге, - его не уместить в эссе, малой повести или коротком рассказе...
ТРЕТЬЕ
ТРАДИЦИОННОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ И УГРОЗ. Ту, конечно, всё в руках автора, но, к сожалению, путь решений, предлагающийся авторами - от матёрых патриархов до начинающих - до ужаса "алгоритмизирован" и сводится к двум линейкам решений:
Первый...
Назовём его условно "ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ". То есть вот утонувшее в угрозе и проблеме общество, оно гибнет, угроза нависает, но тут... появляется НЕКТО или группа НЕКТО - "цивилизаторы", инопланетяне", "другие", "иные", "люди Х", "дети индиго", "Сталин-из-машины времени", "мега-супер-идеальный-президент" и "супермен-по-списку-"Марвел"" - и всё! Проблема решена, угроза ушла "в рассосную".
Второй...
Назовём его условно "БЕГСТВО-ПРЕОБРАЖЕНИЕ-ВОЗВРАЩЕНИЕ". Данная структура идёт с самой древности, вспомним, хотя бы Библию и "Притчу о блудном сыне" : "бегство-покаяние-возвращение". Приём тоже часто применяемый и легко узнаваемый: герой бежит из гибнущего от угрозы и обозначенной проблемы куда ВОВНЕ - через портал, машину времени, грань Кристалла, другое измерение и тэдэ - там ВНЕ СВОЕГО МИРА - он всё осознаёт - ну заодно гребёт лопатой ресурсы, оружие, сторонников - ну а потом возвращается... и сами понимаете - следует триумфальная "раздача" сёстрам по серьгам и братовьям по ушам - и хеппи энд...
Ну понятно, что это фантастика... понятно что далекое и наше прекрасное будущее... Но! Мы же все прекрасно понимаем, что вылезти из своей шкуры могут только змеи, а писатель-фантаст моделирует свои миры, исходя из видимых им РЕАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И РЕАЛЬНОГО МИРА. И в том и притягательность фантастики в том, что там моделируется хоть какой-то принцип - пусть в грубом приближении и базовый - решения искомых и указанных проблем и вызовов... Потому хотелось бы увидеть прекрасное далеко в ОДНОЙ ГРАНИ РЕАЛЬНОСТИ - НАШЕЙ!
Ну это так...
Благие пожелания что ли...
Я больше думаю не про те тренды, какие есть, а про тот, который нужен. А это — показ живой картины счастливой (по сравнению с современностью) России в обозримом будущем.
Картина должна быть именно живой, поскольку схематичных и так хватает.
И это должно быть именно счастливое будущее, поскольку только такое и есть смысл планировать.
И речь должна идти именно о России, поскольку пытаться учить жизни всё человечество — занятие не только пустое, но и крайне вредное.
И рисовать надо именно обозримое будущее, поскольку только его можно начинать создавать прямо сейчас.
Иначе говоря, нужна живая картина счастливой (по сравнению с нынешней) Завтрашней России.
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Для этого надо видеть локусы счастливого будущего уже сейчас и творчески их развивать и сплетать воедино, а этому сейчас настоящее информационное противодействие идёт
А по-моему, сначала нужен просто сюжет о контакте людей из завтрашней России и из нынешней. Будет сюжет — можно на его основе писать что угодно. Вот я сочинил 3 рассказа, где фигурирует Завтрашняя Россия, — но это просто попытки с той или иной стороны выйти к настоящему, серьёзному сюжету — а он ускользает. И ладно бы только от меня — он ведь, похоже, от всех ускользает. Он даже от Крапивина ускользнул, хотя тот к нему выходил многократно с разных сторон, можно сказать — взял в осаду. Имею в виду прежде всего мир «Сферы» в «Крике петуха», посёлок Колёса в «Бабочке на штанге» и прочее, а в особенности — город Инск в «Ампуле Грина». Это же всё, в сущности, наброски Завтрашней России — но, увы, лишь наброски, в которых не хватает кое-чего принципиально важного. Словом, люди из вольного города Инска — всё-таки не люди из Завтрашней России. Но во многом на них похожи. И кажется мне, что к тому сюжету, о котором тут вначале шла речь, легче всего выйти как раз «через Инск» — а иначе говоря, через спин-офф к «Ампуле Грина». Так гораздо проще, чем сочинять с нуля.
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
В тему вышел очень содержательный ролик от Переслегиных, с выступлением фантаста Рыбакова - ПЛОХИХ ЛЮДЕЙ НЕТ. ВЯЧЕСЛАВ РЫБАКОВ
На примере своего творчества он говорит о людях будущего, о проблемах позитивной фантастики и западной утопии которая естественным образом привела к антиутопии
Да, интересно. Там, правда, потом оборвалось, но это вроде уже в концовке.
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows